ООО"Кинематика"
198095, Санкт-Петербург, ул.Шкапина, д.32-34
Тел +7 (812) 252-1919, Факс.: +7 (812) 252-1919
E-mail: diakin@narod.ru

     Продукция                       Контакты                    Публикации                    Форум

Фельдман В.Д.    вед. специалист ООО «Кинематика»

 

Об опыте балансировки карданного вала непосредственно на механизме

     Введение

    Честно признаюсь, что был сильно удивлён и обрадован результатам, о которых написал нам  Андрей Кобяков – водитель автогрейдера.

     Его письмо удивило даже меня - специалиста, имеющего  более  чем 35-ти летний опыт работ в области вибродиагностирования и балансировки.     А ведь я  долгое время проработал в оборонной промышленности и лично отбалансировал свыше 1500  различных машин и механизмов,   начиная с  обычных вентиляторов и дымососов   и  заканчивая антеннами систем наведения и  уникальными гироскопами.

     А тут впервые в полевых условиях проведена балансировка мощной дорожной машины - автогрейдера!!!,  водителем  которого Андрей работает.

 

 

 

Андрей приобрёл наш прибор для балансировки «Балком 1» совсем недавно - в конце  августа сего (2012) года.

     За два с небольшим месяца, прошедшие с  этого  момента, он сумел не только   освоить аппаратуру и технологию балансировки, но  устранить без разборки дисбаланс  основных узлов своей машины (карданного вала, коленчатого вала с корзиной сцепления, колёс).

 

Вот как описывает, проделанную им работу,  сам Андрей в свой переписке с нами.
(С его разрешения публикую его письма без купюр и редактирования).

 

1. Письмо А. Кобякова от 18 октября 2012 г.

 

Здравствуйте Валерий Давыдович! Собрался написать Вам. Работу с прибором освоил довольно быстро, все доступно для неподготовленных,  как я например. Ноутбук принял программу без корректировки. В первый раз я устанавливал на стац.комп..Балансировал колеса, результат лучше чем на шиномонтаже.  Пробовал 2 карданных вала на месте, балансируются вроде нормально. В общем прибор оправдал мои ожидания, нормальный функционал за демократичную стоимость. На днях я сделал балансировку маховика на двигателе автогрейдера, на котором сам работаю. Начальный дисбаланс более 8000 г*мм остаточный около 900 г*мм при допустимом 400 г*мм. Можно было сделать лучше, но оставил намеренно,  потому как нужно будет балансировать сцепление в сборе. Потом предстоит балансировка кардана "двигатель-КПП" на этом же грейдере. Это вечная проблема автогрейдеров. Мое начальство как то с сарказмом отнеслось к этой работе, но я думаю время покажет.
В процессе возник вопрос: как сложить корректирущие грузы  в  один  уравновешивающий груз? При балансировке кардана это удобнее.  На мой взгляд вообще было бы прекрасно,  если программа умела бы проводить такой расчет.

 

2. Письмо А. Кобякова от 31 октября 2012 г.

 

Здравствуйте Валерий Давыдович!
Хочу рассказать о проделанной работе. Как я говорил, попробовал балансировать сцепление в сборе. Первая попытка была безуспешной. Начальный дисбаланс более 28000 г*мм. Сделал вывод-нарушение центрации. После этого узел был разобран и обследован. Обнаружил износ центровочных отверстий корзины сцепления и износ прилегающих плоскостей кожуха. Промежуточный диск в норме, ведомые диски новые, но сомнительного качества(накладки смещены).Корзина была забракована, заменена новой. Новую выбирал сам, из четырех только одна была отбалансирована. Вот такие дела. Сборку проводил более тщательно с применением прибора. Коллеги по работе пальцем у виска крутят. Сделал для себя интересное открытие: промежуточныий  диск ставится только в одном положении из трех и корзина тоже. В итоге сбалансировал до 2600 г*мм. Масса всего узла в сборе маховик+промежуточный диск+корзина примерно 80 кило, радиус 430мм, скорость вращения 1900-2000об.мин. Двигатель доволен, работает ровно.

     Далее кардан. Масса 15 кило, длина 650мм.Первая попытка опять неудача.

     Проверял фланцы, крестовины, вроде все в норме, но не идет. Снял кардан. Крутил полчаса. Все же обнаружил: еле заметное радиальное перемещение в одной крестовине. Замена крестовины.Балансировка.

      Результат: начальный дисбаланс в 1плоскости  1600г*мм., во 2плоскости 1000г*мм.  Остаточный в1плоскости 36г*мм, во 2плоскости 9 г*мм. Овации. Занавес. Начальство в шоке.

 

Валерий Давыдович,как сможете оценить такую работу как специалист?

 

3. Письмо А. Кобякова от 7 ноября  2012 г.


В
алерий Давыдович, здравствуйте! Наконец отправляю Вам результаты работы. На фото первый "счастливчик" нашего города. До этого никто и никогда не делал балансировку даже на легковых машинах, не говоря уже о тяжелой технике. Исключение только мои эксперименты, более или менее удачные.
На фото мы видим довольно массивный карданный вал,на нем закреплены ленточными хомутами отрезки свинцового прута

 

 

Рис.1 Фото кардана с установленными в плоскостях 1 и 2 корректирующими грузами.

 

 

  Так же видно заводской груз, приваренный. На видео можно наблюдать ровное вращение вала. Перемещений КПП(на видео слева) не наблюдается. Перемещений двигателя (справа) не наблюдается. Отмечено значительное снижение шума в кабине, вибрация практически не ощутима. Протокол балансировки от 29.10.2012 до ремонта кардана(замена одной крестовины).Протокол от 31.10.2012 после ремонта. Протоколы подтверждены нашим механиком, кстати который очень негативно смотрел на эту работу

 

 

Рис.2.  Фото кардана с корректирующим грузом в плоскости 1.

 

 

 

 

Рис.3.  Фото кардана с корректирующим грузом в плоскости 2.

 

Отголоски вибрации остались, но ощутимо в передней части двигателя,предположительно приводной шкив и вентилятор. Сейчас грейдер вышел на боевое дежурство и эксперименты прекращены.
Начал балансировку маховика второго нашего грейдера и опять сразу в ремонт. Обнаружил осевое и радиальное перемещение коленвала. Вскрытие показало что требуется шлифовка.
Прошу простить,если я нарушил законы физики,просто не знал что можно так сделать
С уважением,Андрей.

 

4. Ответ на письма А.Кобякова

 

Андрей, я сравнил полученные Вами результаты при балансировке с требованиями к данным роторам, которые отражены в ГОСТе 22061-76 «Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки».
Думаю Вам будут интересно сопоставление Ваших результатов с допусками по этому ГОСТу.
1. Коленчатый вал (в том числе корзина сцепления и т.д.)
Допуск должен соответствовать 6 классу точности (см. приложение 1, стр.13).
Для этого класса и частоты вращения 2000 об/мин остаточный допустимый удельный дисбаланс для каждой из плоскостей находится в пределах от 40 до 100 мкм (см. графики на стр.3).
В пересчёте в допустимый остаточный дисбаланс для вашего ротора массой 80 кг допуск находится в пределах 3200 - 8000 г*мм.
Вам удалось достигнуть 2600 г*мм.
2. Карданный вал .
Допуск должен соответствовать 5 классу точности (см. приложение 1, стр.13).
(В случае кардана Вы не указали частоту вращения  и  я  условно принял её 2000 об/мин).
Для этого класса и частоты вращения 2000 об/мин остаточный допустимый удельный дисбаланс для каждой из плоскостей находится в пределах от 15 до 40 мкм (см. графики на стр.3).
В пересчёте в допустимый остаточный дисбаланс для кардана массой 15 кг допуск находится в пределах 225 - 600 г*мм.
Вам удалось достигнуть в первой плоскости 36 г*мм, а во второй 9 г*мм !!!!.
Это впечатляет.
С уважением.
Ф.В.Д.

 



 

Рис.4.  Протокол балансировки карданного вала автогрейдера

 

Заключение

     Вот каких удивительных результатов может добиться специалист, который хорошо знает устройство своей машины и к тому же  оснащён надлежащей аппаратурой.

     Думаю, что направление работ, связанное с балансировкой автомобильных роторных механизмов в сборе, имеет хорошую перспективу для дальнейшего развития и совершенствования.

      Особенно, если к этим работам  будут привлекаться такие энтузиасты, как Андрей Кобяков.

 

 

 

Яндекс.Метрика © ООО «Кинематика», 2011-2014 г.
198095, Санкт-Петербург, ул.Шкапина, д.32-34
Тел +7 (812) 252-1919, Факс.: +7 (812) 252-1919
E-mail:diakin@narod.ru